Существует заблуждение, что покупка готового бизнеса - достаточно несложная процедура, не требующая особых знаний от покупателя. К сожалению, это не так. Покупая бизнес, очень легко оказаться в ситуации, когда ваша покупка оказалась вовсе не тем “золотым дном”, на которое вы изначально рассчитывали. Ожидаемого дохода он может не принести вовсе, зато проблем - сколько угодно.
Давайте сначала разберемся, что такое “бизнес” с практической точки зрения. Иногда думают, что бизнес - это юридическое лицо, имеющее определенную организационно-правовую форму. Однако это не так. Бизнес - это прежде всего совокупность имущества, нематериальных активов и имущественных прав (например, права аренды офиса в определенном месте). Кроме того, это персонал, технологии и бизнес-процессы. Важной составляющей бизнеса часто является также его известность и репутация, которые могут быть представлены названием, логотипом, сайтом, страницами в соцсетях, расположением офиса или торговых площадей в определенном месте, а также клиентская база. Юридически бизнес может быть оформлен в любой форме, предусмотренной ГК РФ. Для небольшого бизнеса наиболее характерны ИП или ООО.
Какая именно часть бизнеса интересует вас в первую очередь? От ответа на этот вопрос зависит многое. Практически все
Так что главный вопрос, на который необходимо ответить - что именно вы покупаете как “бизнес”? Что вас интересует - имущество? право аренды помещения в определенном месте, закрепленное за конкретным юридическим лицом? бизнес как работающая система, приносящая прибыль своему владельцу? И второй вопрос - как оформлен бизнес?
Что покупаем?
Что и как оформлять при покупке/продаже бизнеса зависит от того, с какой целью бизнес покупается. Возможны разные варианты. Иногда его покупают как “готовый” бизнес, чтобы прийти и начать зарабатывать деньги, не затрачивая времени и сил на построение бизнеса с нуля. Иногда - ради оборудования, или каких-то прав, например, права аренды, которое закреплено за определенным юридическим лицом и не может быть передано другому лицу.
Если вы покупаете бизнес ради конкретной его части, ситуация проще: вам необходимо правильно оформить именно ту часть, ради которой вы его покупаете, и другие аспекты вас не интересуют. Если это имущество - оборудование, офис, земельный участок - достаточно оформить договора купли-продажи на приобретаемое имущество. Если это нематериальные активы - торговая марка, патенты, программное обеспечение - также оформляются договора купли-продажи (которые, впрочем, имеют свои особенности). Если это право аренды у муниципалитета - придется покупать юридическое лицо, на которое оно оформлено - если это, конечно, возможно.
Самая сложная ситуация возникает, когда покупают готовый бизнес ради заработка на нем. В этом случае необходимо сначала определить точный состав того, что вы покупаете (в первую очередь - все элементы, критичные для нормальной работы бизнеса), затем понять, каким образом можно оформить переход прав на каждую из составляющих по отдельности (варианты могут быть разные), выработать оптимальную стратегию и после этого оформить нужные документы.
Например, в случае, если вы покупаете компанию, оказывающую услуги, ее ключевыми элементами скорее всего будет являться персонал, бизнес-процессы (если они описаны), клиентская база и репутация. Под репутацией будем понимать все элементы, поддерживающие узнаваемость компании клиентами: название, логотип, телефоны, а в идеале - также адрес, сайт (доменное имя), страницы в соцсетях. Имущество же как таковое может быть вторичным.
Приобретение юридического лица
В случае, если компания оформлена как юридическое лицо (наиболее частый случай - это ООО), вы можете купить компанию в целом. Это можно сделать, либо выкупив доли в уставном капитале у нынешних учредителей, либо внеся долю в уставный капитал с последующим исключением других учредителей из состава участников.
При этом необходимо проследить, чтобы вся процедура была оформлена в точном соответствии с условиями, прописанными в Уставе и Учредительном договоре. Кроме того, нужно убедиться, что отсутствуют основания для оспаривания в последующем заключенных сделок - таким основанием, например, может быть отсутствие нотариального согласия супруги учредителя на продажу доли - и множество других.
Также не думайте, что став единственным участником юридического лица, вы точно купили ВЕСЬ бизнес. Вам необходимо удостовериться, что все активы, на которые вы рассчитываете при приобретении бизнеса, оформлены именно на эту организацию. Например, домен, на котором находится сайт компании, может быть оформлен на собственника компании как физическое лицо. Или ключевое имущество - офис, дорогостоящее оборудование - принадлежать лично одному из учредителей. В этом случае стать собственником компании будет недостаточно - необходимо оформить отдельные договора на каждый актив, который юридически принадлежит не приобретенной вами компании, а другому лицу - юридическому или физическому.
Вы думаете, что приобретя юридическое лицо, вы приобретете все имущество компании? В реальности соотношение может быть вот таким
Следующий важный момент - необходимо провести проверку бухгалтерии приобретаемого общества. Пусть не тщательный аудит, но хотя бы первичный грамотный анализ первичных документов и бухгалтерии с точки зрения соблюдения налогового законодательства и наличия неисполненных обязательств перед контрагентами, в числе которых могут быть и аффилированные лица.
Нередко внешне благополучная организация после проверки бухгалтерии показывает отрицательный баланс из-за практикуемых руководством схем обналичивания через "займы" и других подобных схем, или же становится источником серьезных (хотя и решаемых) проблем с налоговой инспекцией - например, в результате незаконной минимизации НДС. Разбираться с этими проблемами приходится покупателю.
Так что далеко не всегда целесообразно оформлять покупку бизнеса как приобретение прав на юридическое лицо. Иногда гораздо выгоднее оказывается приобрести его “по частям” - отдельно заключить договора на покупку имущества, отдельно перезаключить трудовые договора с персоналом и т.д. Это может быть чуть сложнее с точки зрения оформления документов, но иногда способно избавить от массы проблем в дальнейшем.
Если бизнес оформлен как ИП
В случае, если бизнес оформлен как ИП, процедура в чем-то проще, а в чем-то - сложнее. Вы не можете приобрести ИПшку как юридическое лицо - она неотделима от своего собственника. Это означает, что покупка бизнеса будет состоять из заключения пакета договоров на приобретение имущества, нематериальных активов, плюс соглашений о передаче прав, например, права аренды помещения, и заключения новых договоров со всем персоналом и поставщиками.
С одной стороны, пакет необходимых для приобретения документов получается существенно больше, и важно ничего не забыть. Трудовые договора с персоналом нужно будет перезаключать на другое лицо, все договора с поставщиками - переоформлять. При этом будьте готовы к тому, что часть персонала и некоторые особые условия поставщиков вы можете потерять.
С другой - вам не грозят проблемы с налоговой, оставшиеся от предыдущего владельца, вам не перейдут “по наследству” его долги и нет заморочек с правильным оформлением доли. То есть несмотря на кажущуюся сложность, риски такого варианта несколько ниже.
Передача имущества, имущественных и неимущественных прав
Так что же делать в том случае, если в числе прочего вас интересует имущество, имущественные (право аренды, долговые обязательства) или неимущественные (нематериальные активы) права, но при этом у вас нет возможности или желания купить их вместе с юридическим лицом, на которое они оформлены?
Передача прав на имущество - пожалуй самый простой вопрос из всех, связанных с приобретением бизнеса. Если оно не передаются вместе с ООО, для передачи его другому собственнику потребуется заключить отдельный договор. Какой - будет зависеть от того, является оно индивидуализированным (то есть имеющим какие-то признаки, отличающие его от другого подобного имущества - например, VIN на автомобиле) или нет.
Права на нематериальные активы также передаются путем заключения договора купли-продажи, который, впрочем, имеет свои особенности. Долговые обязательства передаются по договору цессии. Права аренды и подобные передаются путем перезаключения договора на другого контрагента (если такая возможность есть - а она бывает далеко не всегда).
Не хотите неприятных сюрпризов после заключения сделки? Не забудьте про предварительный договор
Еще один важный момент. Если вы покупаете бизнес как юридическое лицо, для того, чтобы предотвратить вывод имущества из организации в процессе ведения переговоров, до совершения фактической сделки, вам стоит заключить предварительный договор с нынешними учредителями, в котором будут зафиксированы их обязательства, включая сохранность имущества приобретаемого общества.
Разрешительные документы
Отдельный момент при покупке “готового работающего бизнеса” - это его законность. Особенно это касается покупки небольших бизнесов. Убедитесь в том, что деятельность их законна, что имеются все необходимые разрешения, сертификаты, лицензии, необходимые для осуществления конкретно этого вида бизнеса.
В нашей практике была ситуация, когда клиент хотел купить киоск, функционирующий как точка общественного питания (“шашлычка”). После проверки предоставленных продавцом документов выяснилось, что киоск по документам оформлен не как “общепит”, а как точка продажи продовольственных товаров (“овощи-фрукты”). Это означает, что любая неожиданно нагрянувшая проверка его прикроет, разрешение необходимо оформлять заново, а насколько в принципе возможно получить разрешение на организацию точки общественного питания в этом конкретном месте - неизвестно.
Не удивляйтесь. Ваш вопрос по поводу законности ведения бизнеса может вызвать искреннее удивление продавца
Кроме того, необходимо иметь в виду, что все разрешения и лицензии оформляются на конкретное юридическое лицо, и если купить юридическое лицо целиком, вместе со всеми его лицензиями и разрешениями, возможности нет (например, если это ИПшка), то разрешительные документы вам придется переоформлять, и с этим тоже могут возникнуть сложности.
Чек-лист: на какие вопросы стоит ответить, прежде чем принимать решение о покупке бизнеса
- С какой целью вы покупаете бизнес?
- Какая именно часть бизнеса вас при этом интересует?
- Бизнес оформлен как ИП или ООО?
- Если это ООО - нет ли у него проблем в бухучете?
- Можно ли интересующую вас часть бизнеса приобрести в составе юридического лица и целесообразно ли это?
- Есть ли необходимость оформлять отдельными документами передачу разных частей бизнеса? Если есть - оформление каких именно документов потребуется?
- Какими документами регламентируется деятельность покупаемого вами бизнеса? Есть ли у компании, которую вы покупаете, все необходимые для осуществления ее деятельности разрешительные документы? Есть ли возможность приобрести бизнес как юрлицо вместе со всеми разрешениями, или их придется переоформлять? Насколько сложна процедура переоформления? Есть ли риск, что документы переоформить окажется невозможным?
После этого вы получите достаточно полное понимание того, возможно ли вообще приобрести то, что вы хотите, насколько это просто или сложно, и с какими проблемами вам возможно придется столкнуться во время оформления сделки и впоследствии, а также какие документы будет необходимо оформить.
Объясним на примере. Однажды к нам обратился клиент, который хотел приобрести автосервис. Когда начали разбирать ситуацию более подробно, выяснилось, что ему важен не столько сам автосервис, сколько конкретное место, на котором он расположен. Далее выяснилось, что площади арендованы у муниципалитета, перезаключить договор аренды на другое юридическое лицо невозможно, так что требуется купить существующее ООО. После проверки бухгалтерии у ООО обнаружились настолько серьезные проблемы (многочисленные недостачи, связанные с отсутствием контроля за имуществом и расходом наличных средств, формальная прибыль по балансу, которой не было фактически, фиктивные задолженности общества перед существующими учредителями), что наш клиент отказался от покупки этого бизнеса.
К сожалению, вопрос приобретения бизнеса очень сложный и в рамках одной статьи мы можем лишь обрисовать проблему в целом, рассказать обо всех возможных нюансах не получится при всем желании. Если у вас есть сомнения, возникли какие-то вопросы - приходите, мы будем рады вам помочь. Разберем вашу ситуацию, проанализируем документы, поможем определиться с целесообразностью покупки, предупредим о возможных рисках и сложностях, поможем выбрать оптимальную стратегию покупки и подготовить все необходимые документы.
Звоните нам по телефону +7(343) 302-28-48 в Екатеринбурге, +7(3452) 28-39-98 в Тюмени и +7(3462) 75-82-45 в Сургуте или закажите обратный звонок через форму на сайте.